Интегрированная система менеджмента (ИСМ) есть единый целостный организм управления, состоящий из нескольких отдельных систем.

Целью организаций, реализующих внедрение ИСМ на практике, является упрочнение позиций компании на рынке посредством повышения устойчивости к возрастающей конкуренции.

Интегрированная система менеджмента включает в себя такие составляющие как:

  1. Система управления охраной труда (стандарт ГОСТ12.0.230-2007);
  2. Система экологического менеджмента (стандарт ГОСТ ISO14001);
  3. Система менеджмента качества (стандарт ГОСТ ISO 9001-2011);
  4. Иные, менее распространенные системы менеджмента.

Сущность интегрированной системы менеджмента

Выход многих российских организаций на международную торговую арену потребовал способности таких организаций конкурировать не только между собой, но и с зарубежными компаниями, что привело к невозможности использования только внутрироссийских, отечественных стандартов качества. Соответствие выпускаемой продукции международным стандартам стало насущной потребностью фирм-производителей.

Интегрированная система менеджмента в данном случае полезна тем, что выводит организации на новый уровень качества внутреннюю структурированность организаций, что приводит к повышению внутренней согласованности механизмов компании, является зароком ее стабильного развития и перспективного существования в будущем.

Преимущество интегрированной системы менеджмента в том, что её модель может быть использована в различных сферах деятельности, отраслях производства, в коммерческих структурах любых организационно-правовых форм. Причина такого универсального применения моделей интегрированной системы менеджмента обуславливается ее межотраслевым характером стандартов, требования которых интегрированы.

В сущности, интегрированная система менеджмента представляет собой составную часть системы общего менеджмента, отвечающую требованиям международных стандартов (ИСО). Между интегрированной системой менеджмента и системой общего менеджмента существует принципиальная разница. Система общего менеджмента есть совокупность всех аспектов деятельности организации. В свою очередь интегрированная система менеджмента не может быть отождествлена с общей системой, поскольку не затрагивает вопросы финансового, инвестиционного менеджмента, менеджмента ценных бумаг и т.д.

Возможно, что в будущем об интегрированной системе менеджмента и системе общего менеджмента можно будет говорить как о синонимах, если разработанные и разрабатываемые международные стандарты распространятся на все области, охваченные общим менеджментом организации.

Полезность интегрированной системы менеджмента

Как правило, компании, позиционирующие себя на международном рынке, не ограничиваются внедрением на предприятии только одного международного стандарта. Внедрение нескольких стандартов может проходить как поочередно (последовательно), так и параллельно (одновременно). Интегрированная система менеджмента направлена на решение возникающих при этом проблем, а именно:

  1. Запутанность взаимосвязей между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении;
  2. Повторное внедрение тех же процессов, должностей, документов, и функций отдельных подразделений;
  3. Длительный срок внедрения группы стандартов внутри компании;
  4. Трудность целостного восприятия системы менеджмента руководящим звеном предприятия, и, как следствие, низкий качественный показатель планирования, контроля и управления в целом;
  5. Высокая трудоемкость и большая потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов.

Как создать интегрированную систему менеджмента

В первую очередь необходимо понимать, что интегрированная система менеджмента подчиняется принципам, установленным в стандартах ISO, из которых основополагающими являются принципы менеджмента качества, а именно:

  1. Процессный подход;
  2. Системный подход;
  3. Лидерские качества руководящего звена;
  4. Поиск новых сотрудников.

Интегрирование требований международных стандартов строится по определенному алгоритму, в результате чего должны быть достигнута эффективная работа трех главных элементов, обеспечивающих бесперебойную работу компании:

  1. Управление деятельностью компании;
  2. Обеспечение необходимыми ресурсами;
  3. Производство продукции и оказание услуг;

Таким образом, интегрированные системы выгодно отличаются от независимых, поскольку позволяют решать дополнительный спектр важных задач, без которых невозможно существование и стабильное развитие компании в международном масштабе.