В рамках проведения административной реформы в начале двухтысячных годов, правительство отказалось от системы лицензирования во многих отраслях национальной экономики, переложив функции контроля за деятельностью и качеством продукции участников рынка на них самих, посредством внедрения процессов саморегулирования и сертификации.

Разработка стандартов профессиональной деятельности, товаров и услуг стала основной функцией саморегулируемых организаций, как с добровольным членством, так и с обязательным. Наряду с этим появились специализированные сертификационные центры по оказанию услуг в области сертификации.

Услуги сертификации в России почти сразу же стали широко востребованными, поскольку :

  1. сертификация стала существенным образом влиять на конкурентоспособность компаний и их узнаваемость;
  2. наличие сертификатов позволяют увеличить продажи;
  3. прохождение сертификации позволяет получить доступ компании к госзаказам, заказам для Минобороны или муниципальным заказам.

Таким образом, процедура сертификации уверенно вошла в нашу жизнь и стала определяющим фактором для развития российских компаний и выхода их на международные рынки.

Некоторые стандарты были признаны Россией в качестве ГОСТов, еще в 2001 году. Так, в частности, появилась отечественная серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001, аналогичная стандартам международного образца ИСО 9000.

Сущность стандартов серии ИСО 9000

Суть ИСО стандартов серии 9000 представляет собой систему эффективного управления менеджментом качества в компаниях. Каждый из стандартов рассматриваемой серии отвечает за свой сектор управления качеством. Наиболее популярным и востребованным стандартом этой серии является ИСО 9001.

Стандарты ИСО серии 9000 не являются обязательными, но, тем не менее, поскольку соответствие компании данным стандартам свидетельствуют о компании как о надежном партнере и поставщике, почти каждая компания стремится получить сертификаты этой серии.

Особенно востребованы стандарты ИСО серии 9000 в таких отраслях как строительство, проектирование, инженерные изыскания, торговля, техобслуживание и эксплуатация, производственные и частные охранные предприятия.

Что касается строительной отрасли, то отсутствие у компании стандартов ИСО серии 9000, особенно стандарта 9001, может негативно сказаться на рассмотрение ее заявки на вступление в строительную саморегулируемую организацию. Поскольку, хотя стандарты серии 9000, как уже отмечалось выше, и не являются обязательными , тем не менее, законодатель закрепил право за строительными СРО устанавливать эти стандарты в качестве обязательных к исполнению для своих участников.

Таким образом , у строительных СРО есть право устанавливать или не устанавливать стандарты ИСО серии 9000, которое реализуется в соответствии с выбором каждой конкретной строительной СРО. Как правило, поскольку конкуренция постоянно растет, строительные СРО закрепляют стандарты серии 9000 (обычно стандарт 9001) в качестве обязательных.

Структура стандарта ИСО 9001

Рассматриваемый стандарт состоит из четырех разделов, три их которых являются вводными, а четвертый раздел содержит двадцать элементов, из которых состоит непосредственно сама система качества. В свою очередь элементы четвертого раздела состоят из множества подпунктов, некоторые из которых являются частью конкретных требований, а другие выступают в качестве пояснений.

Вводные разделы стандарта называются:

  1. границы;
  2. мотивы;
  3. определения.

Они содержат общую информацию о стандарте.

Элементы четвертого раздела, напротив, раскрывают сущность самого стандарта. Они отражают необходимые требования, которые должны предъявляться в компании :

  1. к ответственности ее руководства;
  2. к системе качества продукции или услуг компании;
  3. к анализу контрактов компании;
  4. к управлению проектированием;
  5. к управлению документацией компании;
  6. к закупкам;
  7. к управлению продукцией компании, которая поставляется в компанию потребителем, например для ее сборки;
  8. к идентификации продукции и ее прослеживаемости;
  9. к управлению процессами в компании;
  10. к контролю и проведению различных испытаний;
  11. к управлению контрольным, испытательным и измерительным оборудованием;
  12. к статусу контроля и испытаний;
  13. к управлению продукцией несоответствующего качества;
  14. к корректирующим и предупреждающим действиям;
  15. к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке и хранению, поставке и консервации;
  16. к управлению регистрации сведений о качестве продукции;
  17. к внутренним проверкам контроля качества в компании;
  18. к подготовке квалифицированных кадров;
  19. к техническому обслуживанию;
  20. к методам статистики, применяемым в компании.

Все интересующие вопросы Вы можете задать нам по тел.: +7 (495) 600-44-40, 8-800-200-98-97 или по e-mail: info@1iso.ru