Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) по стандартам ИСО– процедура построения и регламентации всех бизнес-процессов деятельности организации, взаимосвязей и взаимодействия между ними с назначением ответственных лиц за каждый участок деятельности. Данная процедура необходима компаниям, нацеленным на качество собственной продукции, услуг или работ, стремящимся занять устойчивое положение на рынке и постоянно совершенствоваться, проводить успешную маркетинговую, стратегическую, финансовую, кадровую политику. Кроме того, внедренная и функционирующая СМК — это возможность получения международного сертификата ISO, дающего пропуск на международный рынок.

Разработка и внедрение СМК – сложный, трудоемкий процесс, требующий необходимой управленческой квалификации и навыков от специалиста-консультанта, руководящего процессом. Организация для проведения мероприятий по внедрению СМК может нанять штатного специалиста с высшим управленческим образованием, знанием стандартов в области управления, в особенности – стандартов ISO 9000 (управление качеством), ISO 14000 (экологический менеджмент), OHSAS 18000 (охрана труда), стандартов ISO в области информационной безопасности (ISO 27000), риск-менеджмента (ISO 31000), отраслевых управленческих стандартов ISO. Кроме того, обязателен опыт по разработке и внедрению СМК как в аналогичной отрасли, так и в других отраслях. При этом важна не только продолжительность такого опыта, но и количество предприятий, на которых данный специалист успешно внедрил, разработал и поддерживал СМК.

Специалистов-консультантов по управлению, отвечающих перечисленным выше критериям, в настоящий момент в России дефицит. Именно поэтому организации, желающие внедрить СМК, чаще обращаются в специализированные консалтинговые компании, оказывающие полный комплекс услуг по разработке и внедрению СМК.

Решение о необходимости разработки и внедрения СМК принимается высшим руководством организации. При принятии такого решения следует учитывать, что при перестройке СМК в компании поменяются многие процессы работы, что не вызовет у большинства работников организации одобрение, так как значительно повысит их ответственность. Руководство организации должно принять все меры к тому, чтобы внедрение СМК прошло безболезненно для работников с целью исключить массовые увольнения.

После принятия стратегического решения о внедрении СМК — готовится и издается Приказ №1 о создании системы управления качеством. Далее формируется рабочая группа по разработке и внедрению СМК, которая должна состоять из приглашенного или штатного консультанта, непосредственно высшего руководства, заместителей руководства, руководителей отделов и направлений деятельности. Из них образуется Координационный Совет по системе управления качеством, назначается руководитель разработкой и внедрением СМК (представитель высшего руководства), главный аудитор, группа внутренних аудиторов.

Собирается информация о том, какие отделы на данный момент существуют в организации, какие функции выполняют, кто руководит данными направлениями деятельности, какая вообще документация, регламентирующая деятельность организации, применяется.

После оценки текущей ситуации в организации составляется план-график и программа разработки и внедрения СМК, в которых четко формулируются этапы, последовательность и сроки проведения мероприятий по внедрению СМК, назначаются ответственные лица из рабочей группы за каждый раздел программы.

Первый этап внедрения СМК – разработка документации по качеству, которая включает в себя Руководство по качеству, Документированные процедуры, Политику в области качества, прочие документы. Данный этап – самый продолжительный и сложный, его продолжительность составляет 50% от всего срока внедрения СМК.

Второй этап внедрения СМК включает проверку на реализуемость практической деятельности по разработанным документам: проводятся различные корректировки как документации, так и самих процессов. Данный этап занимает, как правило, 25% от всего срока внедрения СМК.

Третий этап внедрения СМК заключается в обучении консультантом руководства и сотрудников по системной проверке и анализу эффективности и результативности СМК компании. Третий этап занимает около 12,5% от всего срока внедрения СМК.

Последним этапом внедрения СМК является обучение консультантом по контрольной проверке СМК сотрудниками всех уровней управления в соответствии с требованиями стандартов серии ISO. Четвертый этап занимает оставшиеся 12,5% от всего срока внедрения СМК.

Соответствие разработанной и внедренной СМК может проверить сторонняя, независимая организация – орган по сертификации, обладающий необходимой аккредитацией. По результатам проверки СМК аудитором сертификационного органа составляется акт проверки, и при наличии не более чем одного критического замечания – выдается сертификат соответствия стандартам ISO.

Но на этом работа с СМК организации не оканчивается. В соответствии со стандартом ISO 9001, система менеджмента качества организации должна постоянно совершенствоваться. Руководство по развитию системы менеджмента качества можно найти в стандарте ISO 9004. Развитие и совершенствование СМК лежит в зоне ответственности представителя от высшего руководства по СМК. Проверки СМК уполномочен осуществлять главный аудитор организации и его рабочая группа аудиторов.