сертификация ИСО 9001

Орган по сертификации — организация, осуществляющая подтверждение соответствия в форме сертификации, c выдачей сертификата, или декларирования соответствия путем принятия декларации соответствия. Сертификат и декларация являются документами, подтверждающими соответствие качества продукции, оборудования, товаров, услуг, работ, прочих объектов требованиям технических регламентов, договоров, стандартов, иных нормативных документов. К примеру, существуют сертификаты на пищевую продукцию, кабель, краску, сертификаты Евро-4.

Орган по сертификации должен обладать аккредитацией на право осуществления деятельности. Форма такой аккредитации зависит от того, каким видом подтверждения соответствия занимается орган – добровольным или обязательным. Если обязательная сертификация осуществляется только в государственной системе сертификации ГОСТ Р, то добровольная сертификация осуществляется как в системе ГОСТ Р, так и в любой другой негосударственной системе сертификации, зарегистрированной в Ростехрегулировании (г. Москва). Именно поэтому органы по сертификации, осуществляющие обязательную сертификацию аккредитуются непосредственно в Ростехрегулировании, а органы по сертификации, осуществляющие добровольную сертификацию, аккредитуются в, по сути, негосударственных структурах – организациях, образующих ту или иную систему сертификации.

Органы, осуществляющие обязательную сертификацию и декларирование соответствия, и органы, осуществляющие добровольную сертификацию, имеют, по сути, схожие задачи, цели и функции.

Получение статуса органа по сертификации возможно для организаций и предприятий, обладающих определенной компетентностью и отвечающих требованиям, установленным основными положениями Ростехрегулирования. Это могут быть государственные и негосударственные организации, в том числе научно-исследовательские институты, территориальные органы Ростехрегулирования, акционерные общества, ассоциации и другие.

Организация, для того чтобы получить статус органа по сертификации, должна отвечать установленным требованиям, располагать необходимыми ресурсами и нормативными документами, позволяющими проводить подтверждение соответствия.

Основные требования:

  • Наличие квалифицированного персонала;
  • Наличие локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность;
  • Административные ресурсы, юридические и экономические возможности для осуществления деятельности.

Основные функции органа по сертификации:

  1. консультирование заявителей по вопросам сертификации, продажа информационно-методических материалов по сертификации;
  2. учет локальных нормативных документов;
  3. проведение аудита, испытаний объекта сертификации;
  4. оформление сертификатов и разрешений на применение знака соответствия, ведение реестра выданных документов;
  5. проведение инспекционного контроля, наблюдательного аудита за сертифицированными объектами;
  6. приостановление действия и отмена выданных сертификатов.

От Органов по сертификации следует отличать центры сертификации. Центр сертификации – организация, аккредитованная при органе по сертификации на право оказания консультационно-методической деятельности в интересах органа по сертификации. Деятельность по подтверждению соответствия центры по сертификации не проводят, но через центры сертификации осуществляется сбор документов, необходимых для проведения сертификации.

Сертификация при посредничестве центров сертификации облегчает работу как самому органу по сертификации, так и заявителям, так как всю работу по подготовке документов для проведения сертификации как за заявителя, так и за орган по сертификации осуществляет центр сертификации.  Купить сертификат через центр сертификации при этом можно по той же стоимости, что и в самом органе по сертификации, так как центр сертификации работает на агентской комиссии от органа.