сертификация ИСО 9001

Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукта, товаров, работ или услуг определенным техническим требованиям. Сертификация бывает обязательная и добровольная.

Ведущие страны мира начали развивать механизмы по сертификации в начале XX века.

Активно зарождались национальные системы сертификации в странах Западной Европы. В 1920 г. Немецким институтом стандартов была учреждена система сертификации DIN с областью аккредитации, распространяющейся на все виды продукции, кроме оборудования для водоснабжения и газового оборудования. В Великобритании в это время развивается система Британского института стандартов. В 1938 г. во Франции разрабатывается национальная система сертификации (NF).

Из-за большого количества национальных систем в Западной Европе оценка и проведение сертификации одинаковой продукции проводилась по разным показателям. Это мешало развитию торговых отношений между странами Евросоюза, а также созданию единого пространства «без границ». Нередко возникали ситуации, когда производителю приходилось повторно проходить процедуру сертификации в стране-импортере, несмотря на то, что производитель уже прошел сертификацию по действующим правилам в своей стране. 21 декабря 1989 г. Совет ЕС принял «Глобальную концепцию по сертификации и испытаниям», которая устранила необходимость повторного прохождения сертификации на одну и ту же продукцию, услуги, работы.

В США действует несколько десятков систем, то есть отсутствуют единые правила  сертификации и единая национальная система сертификации. Однако предпринимаются попытки по созданию общих правил для действующих систем  сертификации. Для этого была образована национальная система аккредитации испытательных лабораторий, создана система регистрации сертификационных систем. Особым авторитетом пользуются системы, которые были созданы при Национальной лаборатории страховых компаний, Лаборатории американских предприятий газовой промышленности, Испытательном центре сельскохозяйственной техники в штате Небраска и др.

В России развитие сертификации началось в 1979 году. ЦК КПСС и Советом Министров было принято постановление «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Целью данного документа было создание системы, которая бы достоверно оценивала качество продукции и предотвращала производство некачественных и недоработанных изделий. В 1986 г. было принято  «Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР. РД 50-598-86», которое установило основные правила проведения работ в области машиностроения.

Все это явилось предпосылкой формирования в начале 90-х годов в России нормативной и технической базы для создания собственной национальной системы сертификации. 1 мая 1992 г. в России введена в действие система обязательной сертификации ГОСТ Р.

Сертификация — процесс подтверждения соответствия объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условий договоров (ФЗ № 184 от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании»). Документом, подтверждающим соответствие, является сертификат — официальный документ, удостоверяющий, что продукция, подлежащая сертификации, соответствует требованиям, установленным в каком-либо техническом документе, стандарте. Требования касаются, как правило, таких показателей как качество, безопасность и т.д.

Оформление сертификатов осуществляет аккредитованный орган по сертификации непосредственно либо через консультационно-методический центр сертификации. Для того, чтобы получить сертификат, недостаточно его просто «купить», заплатив определенную сумму денег. Необходимо, чтобы продукция, работы или услуги действительно соответствовали требованиям стандартов, что и проверяется органом по сертификации.

Таким образом, сертификация – основное средство в условиях конкуренции на рынке товаров и услуг, позволяющее гарантировать соответствие продукции требованиям стандартов  и  оградить потребителя от недобросовестного производителя.

Компании, успешно прошедшие сертификацию, имеют ряд преимуществ перед конкурентами. Во-первых, наличие сертификата гарантирует потребителю, что компания производит качественную продукцию, качественно оказывает услуги, выполняет работы. Во-вторых, в условиях экономической нестабильности,  получение сертификата является гарантией устойчивости компании на рынке, дает дополнительные преимущества, такие как возможность участия в тендерах и конкурсах, получения кредитов и инвестиций.